Церковное венчание :
Теперь мы обвенчаны...
Что такое церковное венчание: начало или итог? Не начало, потому что таковым является Любовь. И не итог, потому что еще многое предстоит сделать. Венчание - это благословение церкви, укрепление двух разных людей на пути совместной жизни и закрепление выбранного ими решения. Иными словами, венчание - это этап, за которым следует продолжение.
Венчание - одно из семи таинств Русской православной церкви. Полагают, что брак был установлен Богом еще в раю, а Иисус Христос, будучи гостем на браке в Кане Галилейской, освятил, подтвердил само устройство брака. Долгое время (вплоть до X века) в церкви не существовало особого чина венчания, да и потом он появлялся постепенно, поэтапно. Вначале достаточно было объявить себя мужем и женой в церковной общине - в этом случае брак считался совершенным и его нельзя было расторгнуть. Позднее нужно было взять благословение священника на брак, иногда требовалось присутствие священника на свадебном пиру. К X веку христианин и христианка, желающие вступить в брак, должны были причаститься вместе за Евхаристией (Евхаристией или Литургией называется главное христианское богослужение). Именно из чина Литургии возникло современное таинство Венчания.
Обручение
Таинству брака предшествует обручение. На Руси до XVIII века оно происходило за месяц или даже за год до венчания и являлось своего рода договором, юридическим обязательством заключения брака в будущем. Но в то же время обручение могло быть расторгнуто. Например, если выяснялось, что жених или невеста уже дали обещание кому-то другому. Если обручение расторгалось по неуважительным причинам, расторгнувшая сторона должна была выплатить значительную денежную компенсацию. На Западе (в католической и протестантской церкви) аналогом обручения была помолвка. Ее светская часть - обмен кольцами за некоторое время до свадьбы и публичное объявление предполагаемой даты бракосочетания - и сегодня является традицией в состоятельных аристократических семьях Европы.
В наши дни в Русской православной церкви обручение происходит непосредственно перед венчанием в притворе храма (притвор располагается сразу за входом в храм, и если церковь маленькая, обручение может происходить почти у самых дверей).
Сначала из алтаря к месту совершения обручения выносят Крест и Евангелие. Обручающиеся стоят в притворе храма отдельно: жених - справа, невеста - слева. Священник епитрахилью (епитрахиль - по-славянски "нагрудник" - символ власти Христовой, данной священнику) соединяет руки жениха и невесты и ставит молодых в центр. Затем благословляет жениха и невесту зажженными свечами. Свечи символизируют радость происходящего и готовность обручающихся служить Богу и друг другу. Перед тем как взять свечи, молодые крестятся. Креститься можно и нужно в любой момент венчания, и особенно перед действием священника, направленным непосредственно к жениху или невесте. Свечи принято держать рукой, прикрытой белым платком.
Затем священник вновь возвращается в алтарь за кольцами, лежащими на святом Престоле, после чего происходит обмен кольцами. Сегодня эту процедуру совершает священник, но изначально это делали восприемники молодых, которых чаще называют шаферами или свидетелями. В наши дни свидетелем обычно является ближайший друг жениха, а свидетельницей - подруга невесты. Но изначально стоящие за спинами молодых восприемники являлись представителями их родителей или же крестными, то есть теми, кто воспринял (принял) на себя власть родителей.
Обмен кольцами свидетельствует о скреплении брачного договора и о том, что на брак получено согласие родителей. Обмен кольцами происходит трижды - в знак осознания выбранного пути.
Венчание
Под пение "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!" жених и невеста, ведомые священником, переходят в центральную часть храма. Священник ставит молодых перед аналоем с Крестом и Евангелием на белое подножие. Единое для двоих, подножие символизирует общую радость и нераздельное жительство в супружестве, а белый цвет - целомудрие и девство вступающих в брак. Подножие обычно приносят в храм сами молодые (как правило об этом заботится семья невесты). Это может быть белое полотенце, небольшая скатерть или просто кусок полотна (в некоторых храмах принято жертвовать подножие на нужды церкви). Иногда в качестве подножия используют расшитую крестами пеленку или праздничный детский уголок, сохранившийся еще с крещения невесты.
Перед тем как обвенчать молодых, священник спрашивает жениха и невесту, тверды ли они в своих намерениях и не давали ли обещание брака кому-то другому: "Има-ши ли (имя) произволение благое и непринужденное взяти в жены (мужья) сию/сего (имя) егоже/еюже пред собою зде видеши? Не обещался ли иной невесте? (Не обещалась ли иному мужу?)" После ответов венчающихся, свидетельствующих об осознанности их решения, начинается само таинство венчания.
В молитвах, которые читает священник, часто повторяются ветхозаветные праведники, верно и счастливо жившие в супружестве - Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, Иосиф и Асенефа, Моисей и Сепфора, Иоаким и Анна, Захария и Елиса-вета. Священник просит Господа даровать венчающимся "видеть чада чадов" - "детей детей", то есть внуков, благословить их благополучием ("исполнить дома их пшеницей") и дать им "друг к другу любовь в союзе мира". В церковной молитве вспоминается, что еще в раю Господь создал Адаму жену - "помощника" для него, "восполняющего" его самого...
Затем священник возлагает венцы на жениха и невесту. Иногда - реально, а иногда венцы над головами венчающихся держат восприемники. Венцы символизируют благословение Божие и соединение супругов в вечной жизни. В отрывке из Апостола ("Деяний святых апостолов"), читаемом на венчании, говорится, что отныне двое должны стать одним целым - единой плотью. Евангелие, которое звучит в храме сразу после Апостола, рассказывает о браке в Кане Галилейской, где присутствовал Христос и где Он совершил первое чудо.
После молитвы "Отче наш" нововенчаемые испивают общую чашу. Исторически общая чаша - это совместное причастие венчаемых на литургии. Ныне - это общая для двоих чаша с красным вином, благословленная священником. Вино в чаше напоминает о чуде превращения в него воды (а виноградное вино, как известно, является символом радости и полноты жизни). А то, что чаша является общей, единой для двоих, символизирует полное единство супругов, неразрывность их союза в радости и скорби, печали и утешении. Не случайно именно невеста допивает все до последней капли, ведь она - мудрая хранительница очага, призванная всегда думать о сохранении семьи.
После этого священник под торжественное пение трижды обводит венчающихся вокруг аналоя (высокой четырехугольной подставки), на котором лежат Крест и Евангелие. Круг - символ вечности, вечного соединения мужа и жены во Христе. Интересно, что в православной традиции прошлых веков именно троекратное хождение вокруг аналоя считалось символом, знаком венчания. Об этом даже пелось в народных песнях: слова "Круг аналоя водил" означали, что герой обвенчался, женился на своей избраннице.
И действительно, вскоре после хождения вокруг аналоя священник снимает венцы с нововенчанных. При этом жену он уподобляет Рахили, ветхозаветной праведнице, "хранящей пределы закона", то есть охраняющей законы семьи и церкви.
Молебен
Обычно в современной церковной практике к обручению и венчанию прибавляется краткий молебен о нововенчанных, причем в данном случае он происходит в самой непосредственной близости от алтаря - на амвоне, в центре солеи (возвышения перед иконостасом, отделяющим храм от алтаря). В конце молебна нововенчанным возглашается многолетие. После этого священник благословляет обвенчавшихся иконами: жениха - иконой Спасителя (реже иконой какого-то святого), невесту -иконой Богородицы. Иконы символизируют церковное и родительское благословение нововенчанных на совместную жизнь. Изначально эти иконы не приносили в церковь, родители благословляли ими молодых уже на пороге дома. Нередко после венчания с церковной колокольни раздается колокольный звон - знак всеобщей радости и торжества.
Церковные традиции
Венчание совершается в храмах не каждый день. Запрет на совершение таинства совпадает с теми днями, когда церковь не разрешает супружеских отношений: во время постов, накануне постных дней (среды и пятницы) и перед большими праздниками (но в праздники в большинстве случаев венчаться можно). Таким образом, допустимые для совершения обряда дни - воскресенье, понедельник, среда и пятница. Для многих наиболее предпочтительным является воскресенье - в этот день нет поста (как в среду и пятницу), но самое главное, воскресенье почитается церковью как малая Пасха и уже само по себе является торжественным днем.
Когда в храмах не венчают
Накануне и во время постов - Рождественского (с 28 ноября по б января), Великого (начинается за 7 недель до Пасхи и длится 49 дней), Петровского (у этого поста разная продолжительность, зависящая от дня Пасхи; начало Петровок через неделю после Троицы, а конец - 11 июля - в канун дня первоверховных апостолов Петра и Павла) и Успенского (с 14 по 27 августа).
В праздники, когда церковь предписывает пост - в дни усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября).
На Святках (от Рождества Христова до Крещения Господня - с 7 по 19 января), на Масленицу (неделя, предшествующая Великому посту) и на Светлой неделе (первая неделя после Пасхи) - эти дни являются знаковыми для всей церкви и не подразумевают отвлечения на частное торжество - венчание.
Когда рекомендуется венчаться
Посмотрев на вереницу запретных дней, человеку, еще только приходящему к храму, не сразу понятно, когда же можно венчаться. Однако позволительных дней не так уж мало.
Раньше на Руси свадьбы играли с середины осени, точнее с 15 октября - праздника Покрова Пресвятой Богородицы до середины весны - Красной горки (воскресенья, следующего за Пасхой).
Хорошим временем для венчания считаются Богородичные праздники, прежде всего дни Казанской (21 июля и 4 ноября) и Иверской (26 октября) икон Божией Матери, а также Никола Вешний - 22 мая, день памяти Николая Чудотворца.
Молодые нередко размышляют, когда лучше обвенчаться: до или после государственной регистрации. В некоторых храмах однозначно советуют венчаться до загса, в других венчают только после штампа в паспорте (по возможности в тот же день). Но не это главное. Подразумевается, что до брака церковного молодые не вступают в плотские отношения. А те, кто уже не может исполнить этот завет, обычно воздерживаются от такого рода отношений за некоторое время до венчания (то же касается людей, венчающихся через несколько лет после официальной регистрации брака). Большинство молодых пар, решивших обвенчаться, предпочитают сделать все в один день: утром - роспись в загсе, днем - венчание в церкви, вечером - свадебное торжество, которое может быть продолжено на следующий день и дальше!
На венчании молодых называют теми именами, которые были даны им при крещении (Светлану именуют Фатиньей, Дмитрия - Димитрием и т.д.). Имейте в виду, что очень часто привычное имя человека отличается от крестильного (так, в миру Рубен - в крещении Рафаил, в миру Кристина - в крещении Клавдия).
Венчание (вместе с обручением и молебном) обычно длится 40-60 минут. Время начало таинства как правило определяет священник: если это воскресный день, то обычно назначают на 13,14 или 15 часов (в зависимости от числа храмовых священников), В будние дни венчают как правило начиная с 10 часов.
И невеста, и жених (а также шаферы и гости), подобно всем православным христианам, должны иметь на груди нательные кресты. Об этом лучше побеспокоиться заранее. Освященные нательные кресты можно купить в любом храме.
Каким должен быть венчальный наряд невесты? Красивым! Конечно, здесь есть некоторые ограничения - невеста не должна быть в брючном костюме, а ее платью не следует быть излишне декольтированным. Невеста обязательно должна быть покрыта фатой, газовым шарфом или платком. Венчание потому так и называется, что в церкви на молодых одевают венцы - церковные короны, поэтому большая шляпа будет смотреться не лучшим образом. Обувь может быть любая, но следует помнить, что на каблуках придется неподвижно стоять довольно долго.
На венчание нужно принести: обручальные кольца для жениха и невесты, белое чистое подножие и четыре небольших платка (два молодым - чтобы держать свечи и два шаферам - чтобы держать венцы). Венчальные свечи и иконы можно купить непосредственно в храме.
Иконы для благословения молодых лучше выбрать заранее. Это могут быть как старинные семейные иконы Спасителя и Божией Матери (разного возраста и размера), так и современные парные (то есть написанные в едином стиле) венчальные иконы - их можно в изобилии видеть в любой иконной лавке, а в некоторых даже сделать специальный заказ иконописцу. Разумеется, рукописные иконы намного дороже обычных, но это будет действительно особый и благодатный подарок.
Когда лучше венчаться - до свадьбы или прожив вместе лет пять, укрепившись в своих чувствах? С православной точки зрения, конечно же, до свадьбы. Потому что все мы разные и союз двух людей -всегда реалия очень непростая. Бывают ситуации, когда даже любящим людям трудно понять друг друга. Венчание призывает Бога для укрепления семьи и помощи в самых запутанных ситуациях.
Венчание может быть только одно. Второе и третье венчание теоретически возможно, но это уже другое богослужение - не торжества, а покаяния. Церковь разрешает повторное венчание лишь в силу немощи человеческой природы. И с православной точки зрения у вступающих на путь совместной жизни должна быть твердая решимость идти по земной дороге вместе до самой смерти и соединиться после нее. А чтобы пройти этот путь, он должен быть благословлен Господом в таинстве венчания. Иначе идти не стоит...
Как быть людям, которые давно живут в браке, по-прежнему любят друг друга, имеют одного или нескольких детей, но еще не обвенчаны? Что ж, бывает и такое. Не стоит стесняться, нужно освятить венчанием и этот союз. А произойти подобное может по самым разным причинам. Ведь люди так или иначе зависимы от общества и воспитания. А самое главное - у каждого свой путь! И в наши дни нередки случаи, когда внуки молятся на венчании бабушки и дедушки... Так что совет вам да любовь!